Размер шрифта:

Цвет сайта:

Изображения:

Поиск

67 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №67 г.Иркутск, ул.Академика Образцова, д.23 тел.: +7(3952)478019; е-mail: school-67@mail.ru

О школе

История нашей школы начинается более 100 лет назад...

Краткая справка об истории школы № 67
(бывшей железнодорожной школы № 38)
на ст. Иркутск-Сортировочный

Возникновение ст. Иннокентьевская (ныне ст. Иркутск-Сортировочный) связано с прокладкой по восточной части России Великого Сибирского пути. Работы по сооружению станции начались в 1894 году. Предпринимая строительство Великого Сибирского пути, Министерство путей сообщения думало и о том, где будут железнодорожники лечиться, насколько образованными будут их дети. Ведь дорога проходила по местам, где порой на сотни верст не было никакого жилья. И вслед за уложенным полотном возникали поселки, а вместе с ними фельдшерские пункты, больницы, школы и училища. В летописи города Иркутска в записи от 10 августа 1896 года станцию Иннокентьевская Н. С. Романов называет Скитом. Название это родилось из-за того, что для сооружения станции из владений Вознесенского монастыря было отчуждено более 53 десятин земли в непосредственной близости от скита, который монастырь построил в 1876 году для монахов-отшельников. А в 1900 году, после прихода поезда, в этой же летописи станция уже поименована Иннокентьевской. Названа она была в честь святого Иннокентия, епископа Иркутского, первого сибирского чудотворца, жившего в начале 18-го века в Вознесенском монастыре. Многочисленные и красивейшие постройки его занимали огромную площадь на территории нынешнего поселка Жилкино и были уничтожены в конце 1920-х годов. В те первые годы линия железной дороги и все поселки при ней вплоть до реки Иркут (включая ст. Иннокентьевскую) административно относились к Сибирской железной дороге, управление которой находилось в Томске. Все больше и больше требовалось людей, обеспечивающих жизнедеятельность не только самой станции, но и всего железнодорожного хозяйства на протяжении многих верст.

Рождались и подрастали дети. Именно для них, детей железнодорожных рабочих и служащих, 15 августа 1900 года на ст. Иннокентьевская на средства МПС было открыто училище. В нем начало обучение всего 40 человек. Скупые строки дореволюционного справочника сообщают, что его почетным блюстителем был назначен железнодорожный инженер Петрини Виктор Владимирович. Здесь же приведена и фамилия самой первой учительницы - это выпускница Томской гимназии Якушева Ксения Ивановна.

С 1900 года по 1903 год училище было одноклассным, занятия проходили в казенном доме при станции. В течение 1903 года оно было преобразовано в 2-х классное и числилось в нем к 1 января 1904 года уже 106 учеников, 1906 года - 254 человека, 1909 года - 327 человек. В 1905 году для этого учебного заведения было построено специальное 2-х этажное деревянное здание. Прямоугольное в плане, с северного торца оно имело одноэтажный перпендикулярно расположенный пристрой. Высота потолка в пристрое была гораздо больше, чем в классных комнатах - 5 м 40 см, тогда как в классах - 3 м 50 см. Это был "актовый" зал со сценой, он так же служил и для занятий гимнастикой. Крепкие лиственничные бревна сверху обшиты досками, высокие окна обрамлены скромными наличниками, а на крыше - две затейливые башенки. Территория школы была довольно обширна, кроме основного здания здесь находились также и два небольших дома. В них располагались квартиры для учителей и школьных служащих. Учителя жили просторнее, а многодетным семьям сторожей приходилось тесниться. Вокруг стоял вековой смешанный лес - сосны и березы. В 2-х классном железнодорожном училище дети учились 5 лет: в 1-ом классе (первая ступень - начальное обучение) - 3 года, во 2-ом классе - 2 года велись занятия учителями-предметниками по русскому языку, арифметике, геометрии, русской истории, географии, естествознанию, чистописанию, закону Божию, проводились уроки гимнастики. В 1914-1915 годах заведовали училищем МИНЕЕВА Вера Ивановна, МИНЕЕВ Константин Федорович, БЕЛЯЕВА Евгения Рудольфовна. После революции в 1918 году училище было переименовано в городское высшее начальное. Заведовали им ВИШНЕВСКИЙ Александр Андреевич, РОМАНОВ Николай Иоаникеевич. В 1920 -21 г.г. школа входила с систему Единых трудовых школ и называлась Ленинской железнодорожной школой № 8 первой ступени. Учащихся в 1920-1921 г.г. насчитывалось 513, учителей - 21. В 1922 году училище переименовали в железнодорожную школу № 1. Заведующие школой - ТЕЙФЕЛЬ Адольф Адольфович, БЕГАЛЬКО Калерия Ивановна, завучи - МАЛИНОВСКИЙ Александр Иванович, ПОГЛАЗОВ Федор Иванович, который учился в этой школе в 1908-1913 г.г. До 1927 года, пока не был построен Ленинский Рабочий Дворец, школа была культурным центром посёлка. Здесь проводились лекции, демонстрировались кинофильмы, выступала агитбригада "Синяя блуза", работал драматический кружок, оркестр народных инструментов, хор. Ребята играли в спортивные игры, ходили в походы, трудились в депо. В 1935 году с образованием Восточно-Сибирской железной дороги школе был присвоен номер 12, а затем через год - № 38. Ее директором стал ПОЛОВНИКОВ Владимир Александрович, завучем - ШУСТОВ Михаил Иванович. Учащихся в 1934-1935 г.г. насчитывалось 631, учителей - 24. При школе был открыт интернат для учеников, которые жили на линии от ст. Байкал до ст. Черемхово. Таких учеников было 60 человек. Библиотека имела уже 2423 книги для учеников и 3796 книг для учителей. В специализированных мастерских проводились уроки столярного и слесарного дела. Для обработки пришкольного земельного участка площадью 5 га использовались такие сельхозорудия, как плуг, борона, телеги, сани, в хозяйстве школы числились 3 лошади и 2 жеребенка, одна корова. В 1936-37 учебном году школа активно участвует в борьбе за ликвидацию безграмотности. Лучшие педагоги занимаются с неграмотными и малограмотными рабочими железнодорожного транспорта. В эту работу были включены и учащиеся. В предвоенном 1940-1941 учебном году было 707 учеников. В 1940-х г.г. директорствовали ЛЬВОВСКИЙ Рувим Исакович, ЖУРАВЛЕВ Константин Петрович, ЗИМИНА Капитолина Петровна. Школа с 1943 г. по 1954 г. была мужской, в ней обучались только мальчики. Директорами в эти послевоенные 1950-е годы были ЗИМИНА К.П, МАЛЯСОВ Иван Дмитриевич. За парты сели и те ученики, которые за время войны вынуждены были уйти из школы, чтобы заменить на рабочих местах отцов и братьев, ушедших на фронт. Некоторые не учились по 3 - по 5 лет. Были набраны классы так называемых "переростков " - разного возраста юношей до 18 лет. В 1955 году школа стала смешанной - в ней стали учиться как мальчики, и девочки. В 1956 году при школе были организованы подготовительные курсы для работников железнодорожного транспорта, желающих поступить в высшие железнодорожные учебные заведения. Учителя школы проводили также и эти занятия. В 1960-ом году семилетняя школа № 38 была реорганизована в восьмилетнюю и передана из подчинения Министерства путей сообщения в систему областного отдела народного образования, получив номер 67. С 1962 по 1979 год директором была НИКОЛАЕВА Эмма Михайловна, завучем - ЗЫРЯНОВА Тамара Павловна. В 1962 году по инициативе НИКОЛАЕВОЙ Э.М. была проведена первая встреча выпускников и положено начало ежегодным традиционным сборам, которые продолжались до 1975 года.

В 1980-м году директором школы была назначена СТЕПАНОВА Александра Поликарповна. Но здание дореволюционной постройки ветшало и состояние его становилось аварийным. В 1988 году здание школы было признано непригодным для дальнейшей эксплуатации, и занятия перенесены в совершенно неприспособленное помещение школы рабочей молодежи, бывшее до 1917 года железнодорожной жандармерией. Коллектив учителей под руководством СТЕПАНОВОЙ А.П., продолжал свою работу в трудных условиях, сохраняя номер школы 67, не растеряв классов, не передавая учеников в другие школы. Одновременно велась борьба в различных инстанциях за строительство нового здания школы. В феврале 1995 года в помещении клуба железнодорожников была проведена юбилейная встреча выпускников и учителей, посвященная 95-летию открытия школы. Присутствовало более 250 участников, которые приняли обращение к мэру г. Иркутска ГОВОРИНУ Б.А. и начальнику ВСЖД КОМАРОВУ Г.П. с просьбой о строительстве новой школы. В августе этого же 1995 года строительной фирмой "Агродорспецстрой" (президент ГОЛЫШЕВ В.А.) начато строительство нового здания школы по проекту иркутского архитектора ГРИГОРЬЕВОЙ Е.И. Финансирование производилось из городского бюджета и из средств ВСЖД. Занятия в бывшей жандармерии продолжались.

И вот 1-го сентября 1996 года СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 67 распахнула свои двери для своих 960 учеников и 60 учителей. В 1997 году директором школы была назначена ПЕРЕГУДОВА Валентина Васильевна. А в 2003 году директором становится - КНЯЗЬКОВА Любовь Ивановна, в настоящее время - ТКАЧЕВА Анжелика Валерьевна.

Исторические исследования и текст ПОНОМАРЕВОЙ Н.С. - бывшей ученицы неполной средней школы №67 (1964-1967 г.г.)